Современное гражданское общество стало более развитым, инициативным, мобильным, критически настроенным и в целом – более ответственным. Граждан все больше интересует происходящее вокруг них; они заранее хотят знать суть и последствия принимаемых органами власти решений; им важно разобраться в деталях разного рода проектов и инициатив, направленных в конечном итоге на них самих. У населения, таким образом, существует очевидная потребность изучить то или иное решение, иметь на этот счет собственное мнение, донести его до ответственных лиц и получить в итоге качественную обратную связь.
Отношение населения к происходящим в регионе событиям в зависимости от конкретной ситуации и степени удовлетворенности либо неудовлетворенности выражается разными способами и формами. Наиболее показательными являются ситуации, связанные с выражением недовольства по поводу тех или иных действий органов власти и зачастую приводящие к критике, петициям, сбору подписей, появлению материалов в СМИ и интернете, а также каким-либо публичным действиям – протестным акциям, бойкотам и т.п.
Мониторинг социального самочувствия и общественных настроений призван свести данные ситуации к минимуму; дать гражданам возможность быть вовремя и максимально проинформированными, участвовать в принятии решений, выражать свое мнение, влиять на ситуацию. В свою очередь органы власти, деятельность которых базируется на основе потребности населения улучшать качество своей жизни, должны принимать во внимание позицию населения по тем или иным принципиальным вопросам, регулярно отслеживая изменения социального самочувствия граждан.